» » Атмакарака II: Бхагавад-Гита

Атмакарака II: Бхагавад-Гита

Кришна танцует на головах змея Калия
Санджай РатхПродолжение статьи Атмакарака и Каракамша
 
Бхагавад-Гита: несколько лет назад, когда нас спросили о книгах для изучения Джйотиш, мы рекомендовали Бхагавад-Гиту, Брихат Парашара Хора Шастру и Упадэша-Сутры Джаймини-Махариши как основу. Сегодня мы будем исследовать учение Гиты, чтобы понять Творение, духовную душу и систему(ы) чара-карак.

 

Творение, элементы и карака

 
Бхагавад-Гита (7-2):
 
ज्ञानं तेऽहं सविज्ञानमिदं वक्ष्याम्यशेषतः।
यज्ज्ञात्वा नेह भूयोऽन्यज्ज्ञातव्यमवशिष्यते॥ ७-२॥
 
дж͠нāнам̇ те’хам са-видж͠нāнам̇   идам вакш̣йāми аш́еш̣атах̣  |
йадж дж͠нāтвā неха бху̅йо 'нйадж   дж͠нāтавйам аваш́иш̣йате  || 7-2 ||

Перевод Прабхупады: Сейчас Я открою тебе во всей полноте знание о материальной и о духовной природе. Когда ты овладеешь им, для тебя уже не останется ничего непознанного.

Комментарий Джйотиш: Полное знание сотворения этой проявленной вселенной, которое было передано Кришной Арджуне и феноменально (физическое творение), и духовно, и это трансцендентное знание составляет основу Джйотиша. И джнāнам̇ (знание грубого материального сотворения и процесса разрушения), и виджнāнам̇ (знание высшего творения и существования духовного существа) были описаны, и они различны. Это - знание веданты, которому больше ничего не остается, кроме как быть познанным либо сокрытым. Джйотиш на своем высшем уровне – это веданта, в которой астролог поднялся на уровень ‘трикāладжнāни’.
 
Бхагавад-Гита (7-4):
 
भूमिरापोऽनलो वायुः खं मनो बुद्धिरेव च।
अहंकार इतीयं मे भिन्ना प्रकृतिरष्टधा॥ ७-४॥

бху̅мир āпо ‘нало вāйух   кхам̇ мано буддхир эва ча |
ахам̇кāра итӣйам̇ ме   бхиннā пракртир аш̣т̣адхā || 7-4||

Перевод Прабхупады: Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию.
 
Комментарий Джйотиш: Пять состояний физического существования всего творения символически изображены следущим:
 
1. Земля названа бху̅ми, или притхви-таттва, её состояние твердое: Меркурий,
2. Вода названа āпа, или джала-таттва, её состояние жидкое: Венера,
3. Огонь назван анала, или агни-таттва, его состояние энергетическое: Марс,
4. Воздух назван вайу-таттва, его состояние газообразное: Сатурн, и
5. Эфир назван кхам̇, или акаша-таттва, его состояние вакуумное: Юпитер.
 
На грубом уровне они - панча-бхута, а на тонком известны как панча-таттва. Так, каждое физическое создание должно иметь эти пять элементов в различных пропорциях, которые определят его физическую конституцию.
 
Манас – это ‘ум’ вселенной, так же как как и человека, и показывает классовое, групповое или семейное отождествление сотворенного существа или объекта и представлено в астрологии Луной. Любой сотворенный материальный объект принадлежит к классу объектов, созданных с определенной формой (определяемых для твердых вещей с преобладающей притхви-таттвой), имеющих определенную конституцию (основанную на пропорциях составляющих таттв). Они определяют класс или семью, к которой он принадлежит.
 
Буддхи относится к интеллекту, или совокупности знаний относительно объекта. Он определяет цель творения и существования, а воздействие на него различных законов природы называется Дхарма. Законы природы, которым должно подчиняться сотворенное тело, должны быть видны от асцендента, называемого Лагна, и это – трон дхарма-триконы, которая включает в себя пятый и девятый дома. Лагна представляет Праджапати, создателя.
 
Ахамкара означает свою независимую личность и является ложным эго (не эго по Фрейду). Оно ложное, потому что личность непостоянна, и все же, это – эго, поскольку помогает распознать объект и отличить его от других людей/созданий своего класса или семьи. В астрологии оно представлено Солнцем.

 

Пример 1: Аравийское море

 
Позвольте нам рассмотреть Аравийское море в качестве примера. По сравнению с другими, твердым и газообразным, состояниями в своем теле оно имеет преобладающее жидкое состояние. Так, тело имеет преобладающую природу джала-таттвы. Вода находится в постоянном движении из-за различных течений, создаваемых за счет вращения Земли. Это движение из-за энергии в воде показывает, что оно обладает агни-таттвой. Оно размещается в резервуаре, который является земной корой, и это – дхарма (буддхи), связанная с ним как один из законов природы, по которому жидкость не имеет определенной формы и принимает форму вместилища. Вода в море вытесняет определенный объем воздуха или вакуума, и этот вакуум показывает присутствие акаша-таттвы, которая удерживает воду вместе с ее вместилищем, земной корой. Существует так много больших водных тел, похожих на это, которые разделяют континенты, и все они известны как моря. Это – семейство или класс сотворенных тел, к которым они принадлежат, и оно является манасом. Однако, мы знаем, что именно это тело, которое касается западного побережья Индии, отличается от других водных тел, что на восточном побережье Индии и в других частях света, и оно называется ‘Аравийское море’. Именно это имя ‘Аравийское’ является ахамкарой, которая помогает определить именно его и отличить от других морей.
 
Таковы восемь основных переменных, которые входят в творение всех тел, и одушевленных, и неодушевленных. Очевидно, что нам не требуется больше переменных, чем Лагна и семь планет от Солнца до Сатурна, чтобы определить физическое (материальное) творение. Эти планеты – семь чара-карак, которые используются в мунданной астрологии, и во всех подобных гороскопах материальных тел, которые не могут производить потомство.

Бхагавад-Гита (7-5):
 
अपरेयमितस्त्वन्यां प्रकृतिं विद्धि मे पराम्।
जीवभूतां महाबाहो ययेदं धार्यते जगत्॥ ७-५॥
 
апарейам итас тв анйāм̇   пракртим̇ виддхи ме парāм |
джӣва-бху̅тāм̇ махā-бāхо   йайедам̇ дхāрйате джагат || 7-5||

Перевод Прабхапады: Помимо этой, низшей, энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано низшей, материальной энергией.
 
Комментарий Джйотиш: Помимо материальных созданий, в этой вселенной есть живые существа созданные также из высшей энергии. Эти существа отличаются от материальных тем, что имеют ‘дживу’, или ‘дживатму’, которая очень похожа на параматму, но все же отлична от нее. Эта дживатма побуждает живых существ использовать более высокий уровень интеллекта, некоторое количество ‘свободной воли’ (очень ограниченной, основанной на упачайа) и вовлекаться в процесс кармы, греха и перерождения. Определения кармы и греха различны для разных классов живых существ (различие манаса) и также изменяется в пределах класса (ахамкары), основываясь на уровне буддхи (интеллекта). Например, лев не навлекает на себя греха, убивая корову для пропитания, но человеческое существо навлекает его в большом количестве, если убивает корову. Здесь определение греха, основанного на дхарме (естественные управляющие законы), было различным из-за классовых различий живых существ в соответствии с манасом. Опять же, среди человеческих существ всезнающий, осознавший себя жрец, или брахман, подвергается большему греху, убивая корову, чем вайшйа, все знание которого меньше, чем у брахмана. Здесь определение греха более свободно, основываемое на уровне знания (буддхи).
 
Поскольку основной разницей между качествами греха является манас, и поскольку Луна представляет манас, вполне естественно рассмотреть лунные узлы как планеты кармического регулирования. Раху указывает на грехи из-за прошлой кармы, которые были сделаны с полным пониманием последствий, в то время как Кету представляет страдания и освобождение. Как группа, они – одно и представляют противоположные точки бхоги и мокши.
 
Система восьми переменных предыдущей шлоки должна быть изменена на систему десяти переменных, которая включает лунные узлы Раху (восходящий узел) и Кету (нисходящий узел) в добавок к Лагне и семи планетам от Солнца до Сатурна. Далее, поскольку каждое живое существо, которое было создано, не достигло мокши, становится очевидным, что в любой одухотворенной системе, которая должна представлять отдельную дживатму и ее взаимодействие с другой атмой, должно быть создано место для Раху (но исключив Кету). Эти семь планет от Солнца до Сатурна и Раху – восемь чара-карак, которые используются в гороскопах (джатака) и всех подобных картах живых тел, которые способны производить потомство.

Бхагавад-Гита (7-6):
 
एतद्योनीनि भूतानि सर्वाणीत्युपधारय।
अहं कृत्स्नस्य जगतः प्रभवः प्रलयस्तथा॥ ७-६॥

этад-йонӣни бху̅тāни   сарвāнӣтй упадхāрайа |
ахам̇ кртснасйа джагатах̣   прабхавах пралайас татхā || 7-6||

Перевод Прабхупады: В этих двух природах берут начало все сотворенные существа. Знай же, что Я – начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа.
 
Комментарий Джйотиш: Все сотворенные тела попадают в эти две категории одушевленного (живого) и неодушевленного (неживого). Один из методов их различения лежит в природе порождения потомства (это будет также формой основания различения двух систем чара-карак). Далее, неодушевленные тела не имеют дживатму и не считаются духовными существами, или духовными в этом смысле.

 

Заключение

 
Из Бхагавад-Гиты очевидно, что есть отдельные системы для живого и неживого мира, и эти системы отличаются количеством чара-карак из-за концепции греха, связанной с определенным количеством свободной воли и присутствием дживатмы (индививдуальной души живого существа). Видимое различение – это способность к продолжению рода, которое представлено шива-лингой (фаллическим символом Шивы в качестве Пашупати, или повелителя всех живых существ).
 
Автор: Санджай Ратх
Перевод: Сергей Сунгуров


sungur_srg Журналисты

Автор: Сергей Сунгуров

Комментариев пока нет, добавьте свой!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.